Верую...

Часть I
ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
"Верую, Господи!" (Ин 9, 38)
Время, в которое мы живем - время насыщенной и всесторонней информации.
Тот, кто хочет познать Бога, встречается с обилием предложений: многочисленные про-тестантские исповедания предлагают свое понимание Бога и пути спасения, восточные религии (индуизм, буддизм и другие) предлагают свою концепцию бытия.
Тот, кто хватается сразу за все - скоро теряет ориентацию, ибо у него начинают смеши-ваться разные понятия и таким путем он может потерять всякое желание познавать Бога. Меж-ду тем в поисках правды о Боге, как и в каждом деле, необходима рассудительность: следует помнить, что каждый должен в первую очередь быть человеком, а уже на этой основе - верую-щим. Быть человеком, это значит сохранить трезвость и умеренность в оценке фактов и взгля-дов других людей, сохранить радость и желание жить и работать. Быть человеком, это значит не замыкаться перед обществом - иметь в нем свое место, делиться благами с людьми, согласно своему призванию и пользоваться благами, которые тебе уделяют другие. Быть человеком, это значит поддерживать нормальные человеческие отношения с родственниками, соседями и со-трудниками по работе. Вера же совершенствует в человеке все доброе и направляет его к Богу-Творцу, оживляет в нем надежду на жизнь вечную с Ним, дает силу для исполнения своего жизненного призвания, словом, наполняет жизнь глубоким, устремленным в вечность смыслом.
Желая познать правду о Боге, человек должен остерегаться, чтобы не попасть под некое негативное влияние: например, писателя-пессимиста, который все видит в черном цвете; агитатора-"псевдопророка", не любящего жизнь и учащего больше ненавидеть людей, чем их любить; секты, которая хоть избегает назвать свое имя, но "обожает" только своих членов и требует от них беспрекословного и лишенного критичности подчинения, даже ценой искривления их совести. Необходимо быть осторожным, чтобы не начать смотреть на мир чужими глазами, глазами какой-то личности или замкнутой группы. Человек должен искать правду всегда как бы "изнутри", всегда из своего сердца, всегда спрашивая своего здравого смысла: то, что мне предлагается для веры - не входит ли оно в противоречие с тем, что я являюсь человеком, то, что мне предлагается для веры - не посягает ли на мою совесть, не способно ли сломить и растоптать ее? "Вера есть действие человека, сознательное и свободное, соответствующее достоинству человеческой личности" (ККЦ 180), - учит новый Катехизис Католической Церкви.
Слепой от рождения, которому Христос открыл глаза, не первый и не последний, кто ис-поведовал веру в Христа. Исповедовали и исповедуют веру в Него миллионы людей на земле уже двадцать столетий. На протяжении трех первых веков нашей эры миллионы людей счита-ли, что лучше принять смертную казнь, чем отречься от Христа и вернуться к идолопоклонству. Что склоняло их к такому решению? Познанная правда - вера и любовь ко Христу. Вера в Христа на протяжении столетий вдохновляла миллионы мужчин и женщин посвятить свою жизнь служению слабым членам общества: больным, сиротам, калекам и заблудшим. С этой целью основывались многочисленные монашеские ордена. Вера вдохновляла великих художников, писателей, компози¬торов и архитекторов к созданию шедевров, которые до сегодняшнего дня радуют человечество.
И сегодня человек ищет Бога. Путь же к Нему лежит через веру. Вера - это первое, чего требует от нас Бог. Требовал
Бог веры от Адама и Евы, требовал ее от Авраама, который благодаря ей стал Патриархом Народа Божия и "отцом всех верующих" (Рим 4, 11). Требовал Бог веры также и от Пресвятой Девы Марии, которая благодаря ей стала "бла¬гословенной" (Лк 1, 45). Неустанно требовал веры от своих учеников и Христос: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16, 16). Вера во Христа, как в Сына Божия, необходима для спасения, ибо она приносит отпущение грехов и открывает небо. Поэтому и сегодня Бог требует веры от каждого, кто приближается к Нему. "Эту веру, полученную нами от Церкви, мы храним заботливо, ибо она неустанно, действием Духа Святого, словно драгоценный залог, помещенный в прекрасном сосуде, мо¬лодеет и заставляет молодеть и сосуд, который ее содержит" (ККЦ 175), - учит Катехизис.
Католическая Церковь на протяжении скоро почти двадцати столетий хранит веру Апо-столов - первых учеников и последователей Христа, которые лучше всего познали Его учение. Им Господь поручил управлять, учить и освящать верующих в Него. Вероисповедание Апосто-лов содержится в Апостольском Символе Веры, состоящем из двенадцати статей. Каждый, кто желая стать чадом Божиим и членом Вселенской Церкви приступал к таинству Крещения, дол-жен был исповедовать веру согласно этому Символу. Апостольский Символ Веры гласит сле-дующее:
"Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единствен-ного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен, сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса, восседает одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, обще-ние святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь".
Постараемся глубже понять каждую из статей Апостоль¬ского Символа Веры.

I. "ВЕРУЮ В БОГА, ОТЦА ВСЕМОГУЩЕГО, ТВОРЦА НЕБА И ЗЕМЛИ"
Человеку, воспитанному в атеистической системе кажется, что существует много доказа-тельств против существования Бога. На самом же деле совсем наоборот - атеисты практически не могут привести ни одного логического довода, подтвер¬ждающего, что нет Бога. В то же время человеческий разум и сердце, история, материальный мир, а также великие ученые дают нам много логических доводов в пользу существования Бога. Припомним некоторые из них.
Что говорит материальный мир о существовании Бога?
Вторая Книга Маккавейская рассказывает, как мать учила сына видеть в окружающем ми-ре мудрость Бога сотворившего его: "Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел род человеческий" (2 Макк 7, 28). Апостол Павел утверждает, что каждый человек, созерцая прекрасный и гармо-ничный мир, должен прийти к выводу, что существует Бог, сотворивший все: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим 1, 20). "Церковь учит, что Бог Единый и Истинный, наш Творец и Господь, может быть определенно познан через Его дела, благодаря естественному свету человеческого разума" (ККЦ 47).
Всю вселенную мы называем словом "космос", что в переводе с греческого языка означает "порядок, красота, гармония". Однажды известного испанского мыслителя Баль-мэса спросили: "Можно ли доказать, что существует Бог?" Тот ответил: "Доказательство существования Бога я ношу в кармане" - и показал свои часы. Действительно, если мы задумаемся о превосходящем всякое устроение порядке в космосе, где планеты движутся как механизмы в хороших часах, то придем к выводу, что вселенная необходимым образом имеет Творца, как и часы имеют своего создателя. Древнегреческий философ Аристотель писал: "Морской путешественник, видя, как к нему приближается корабль, думает, что должен быть рулевой, который им управляет. Так и те, кто первый раз видят, как солнце движется от востока на запад, с каким совершенством движутся звезды по небу - начинают искать того, кто управляет этой величественной системой вселенной. Ибо приходят к выводу, что все не могло сделаться само по себе, но должно было взять начало из могущественной вечной жизни".
Что говорят великие люди о существовании Бога?
Некоторые не задумываясь повторяют фразу: "Наука доказала, что Бога нет". Но если бы мы попросили бы кого-нибудь из этих людей, чтобы он привел нам конкретный пример из за-конов физики, химии, математики, астрономии, истории или археологии в пользу подобного утверждения - он не дал бы ответа, ибо законы науки одинаковы для всех - верующих и неве-рующих. Если же мы проследим какого мнения на этот счет придерживались известные ученые, то окажется, что 92% из них были верующими. Например, Чарльз Дарвин писал: "На вопрос, существует ли Бог, Творец Вселенной, все известные ученые, когда б они не жили, дают положительный ответ". Ньютон всегда снимал берет, когда произносил слово "Бог". Николай Коперник писал: "Как можно восхищаться чудесным порядком, который Бог уста¬новил во вселенной и не осознать потребности упорядочить свою моральную жизнь". Известный философ Франциск Бекон утверждал: "Поверхностные занятия философией действитель¬но могут привести к атеизму, однако более глубокие исследования должны вновь привести к религии. Иначе говоря, поверхностная ученость уводит от веры в Бога, а основательное занятие наукой опять приводит к Нему".
Известный русский физиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 года, Иван Павлов был глубоко религиозным человеком - день всегда начинал молитвой, а в воскресение постоянно участвовал в Божественной Литургии. Однажды, выходя из церкви, он был остановлен челове-ком, обратившимся к нему со словами:
- Что, дедушка, молился буржуазному Богу?
- Да, дорогой, да, - ответил Павлов.
- Вот темнота, - заворчал тот, - только неученые люди верят в Бога.
- Не все же могут быть такими образованными как Вы, товарищ, - улыбнулся ученый.
Один из крупнейших физиков XX века Альберт Эйнштейн говорил: "Верю в Бога и могу со всей честностью признаться, что я никогда не признавал атеистической философии".
Элиза Ожешко в одном из своих писем из Гродно восклицает: "Вижу как вера слабеет в сердцах людей. Не будет ли так, что в будущем миллиарды людей, доведенных до отчаяния, станут кричать в сторону наших могил: "Верните нам Бога! О, Творец! Я храню Тебя в глубине моей души и моего сердца, Ты говоришь со мной в моих страданиях и я разговариваю с Тобой одиноко в ночи".
Что говорит человечество о существовании Бога?
Представим себе человека, который захотел бы жить исключительно среди неверующих людей. Разве он смог бы найти такое место в Беларуси, России, Польше, Германии, Франции? Конечно, он не нашел бы его даже в Африке или Индии, но везде встретил бы храмы и моля-щихся. Известны слова Плутарха: "Можно найти город без защитного вала, без царей, без уме-ния читать и писать, без денег, без театра и цирка, но нигде не найдешь город без храма и мо-литвы".
Многочисленные естественные религии свидетельствуют о существовании Бога, которого человек неустанно ищет. Эти религии, созданные людьми преимущественно заблуждаются, ибо невозможно познать Бога при помощи одного только разума, но все же содержат в себе крупицы правды. К ним относятся буддизм, индуизм, таоизм, конфуцианство, ламаизм, религии японцев, ислам.
Даже существование атеизма и организаций, борющихся с Богом (масонство, сатанизм, «Новая Эра»), косвенно свидетельствуют о существовании Господа Бога, против которого они выступают.
Убеждение всего человечества единодушно - Бог есть, только большое число людей на земле имеет ложное представление о Нем.
Что говорит человеческое сердце о существовании Бога?
Известный русский писатель Лев Толстой писал: "Душа человека призывает Бога как пте-нец, выпавший из клетки". Каждый человек от рождения чувствует в своей душе голос, кото-рый подсказывает ему, что следует делать добро, и избегать зла. Каждый знает, что когда ка-кой-то человек тонет - его надо спасать, что нельзя бить другого, нельзя воровать. Этот голос в нашей душе мы называем совестью. Откуда же он происходит во мне? Разве он зависит от ме-ня, разве я могу от него избавиться, переубедить себя, что воровать - это хорошо, а благодарить - это плохо? Нет! Голос совести во мне не зависит от меня и от мира, независим и от времени. Совесть дал человеку Господь Бог. Катехизис Католической Церкви утверждает: "В глуби-не своей совести человек открывает закон, который он не сам себе дал, но которому он дол-жен повиноваться и голос которого, всегда призыва¬ющий его любить и делать добро, а зла из-бегать, отзывается, когда нужно. Человек имеет в сердце своем Богом написанный закон. Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души" (ККК 1776).
Каждый слышит в душе категорический приказ: "Делай добро и не делай зла!" Древнегре-ческий писатель рассказывает, как один человек, по имени Бэссус был убит своим сыном. Ни-кто не узнал правды, но с того самого времени убийца не мог переносить чирикание ласточек. Ему казалось, что он слышит: "Вот убийца, вот убийца!" Он разрушал гнезда ласточек, чтобы не слышать их, но не находил спокойствия. Однажды пожаловался, что ласточки не дают ему покоя и кричат, что он убил своего отца. Дело дошло до суда и истина открылась. Совесть тер-зает, обвиняет за зло, но также ободряет и хвалит за добро. Этот голос в нашей душе свидетель-ствует о том, что есть Бог, который нам его дал.
Сердце человека ищет истины, справедливости и счастья. Никто и ничто не может заглу-шать этой жажды в нашей душе. Бог же сам говорит о себе, что Он является истиной: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин 14, 6). С другой стороны никто в этой жизни не может быть абсо-лютно счастливым, ибо всегда найдется нечто омрачающее счастье. Греки часто повторяли слова Софокла из его "Эдипа": "Лучше всего не рождаться, а если уже ты родился, то лучше как можно раньше умереть". Этими словами они хотели сказать, что этот мир не может осчастли-вить до конца. Данте в своей "Божественной комедии" говорит, что только в Боге мы можем найти счастье, которого ищем". "Боже, Ты сотворил меня для себя, и не успокоится сердце мое, пока не обретет Тебя" - восклицает св. Августин.
Что говорит общественная жизнь о существовании Бога?
Одного человека принимали в антирелигиозную органи¬зацию. На экзамене его спросили:
- Кто такой Бог?
- Бог - это легенда для темных людей, - ответил тот.
- Правильный ответ, - похвалил экзаменатор. - А теперь скажи, что такое религия?
- Это опиум для народа.
- Правильный ответ, - радуется спросивший. - А зачем существует Церковь?
- Чтобы использовать в своих целях бедных, - прозвучал ответ.
- Очень хорошо! Ты сдал экзамен! - провозгласил экзаменатор.
- Слава Богу! - воскликнул кандидат и перекрестился.
 Человек религиозен по натуре и нуждается в том, чтобы реализовать свою потребность поклонения Господу Богу. Если люди теряют Господа пред очами своими - место Его занимает некая иная ценность, часто низменная и недостойная человека. Общественная жизнь становится тяжелой, а иногда и невы¬носимой: увеличивается число преступлений, растет неспра¬ведливость, общественные отношения очень осложняются. Исполняются слова Платона: "Легче построить город на облаках, чем организовать нормальную жизнь народу, не имеющему веры в Бога". Подобным образом и Шиллер повторял: "Погибнет держава, в которой вера при-ходит в упадок".
Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге "Переступить порог надежды" говорит: "Ви-дим, что ответ на вопрос: "существует ли Бог" - это не только дело разума, это вопрос всего че-ловеческого существования ... Это вопрос человечес¬кого сердца".
Что говорит о Себе сам Господь Бог?
Бог неустанно являл и доныне являет себя людям. Он Сам дал начало сверхъестествен-ной (Им самим открытой) религии: - христианству. История непрерывного обращения Бога к роду человеческому содержится в священном Писании (Библии). "Священное Писание содер-жит Слово Божие, и, так как оно богодухновенно, оно воистину - Слово Божие" (ККЦ 135). В нем находим, как Бог говорил с Адамом и Евой, Каином, Ноем, Авраамом, Моисеем, которому много открыл о Себе. Моисей жил в начале XIII столетия до Рождения Христова. Первое явление Господа Моисею произошло в пустыне около горы Хориф из куста го-рящего, но не сгорающего. На вопрос Моисея, каким именем можно назвать Его, Господь Бог ответил: "Я есмь Сущий (евр. Ягве)". Позже Господь Бог дал израильтянам через Моисея десять заповедей. Далее на протяжении многих столетий Он говорил к своему народу (израильтянам) через Пророков, которые напоминали людям о покаянии, предупреждали перед наказанием, утешали в страданиях и приготавливали богоизбранный народ и все человечество к приходу Иисуса Христа. Они указывали даже время, обстоятельства и место рождения Спасителя мира, предрекали Его страдания и искупительную смерть. Эта первая часть Откровения Божия называется "Ветхий Завет" и записана в 46 книгах.
Когда же пришел Иисус Христос, Он открыл людям все, что им необходимо знать для спасения. "Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего!" (Ин 15, 15) - говорит Он. Учение Христа записано в другой части священного Писания, которая называется "Новый Завет" и состоит из 27 книг. Таким образом весь текст Священного Писания охватывает 73 книги, которые являются "богодухновенными", т.е. написаны Духом Святым, хотя записаны через людей.
Наряду со Священным Писанием христианское Предание передает нам слово Божие. "Пе-редача Евангелия, согласно велению Господа, совершалась двумя путями: устно "апос¬толами", которые устной проповедью, примером и установ¬лениями передали либо то, что они узнали из уст Христа, живя с ним и видя Его действия, либо то, что было внушено им Духом Святым"; письменно "теми апостолами и людьми из их окружения, которые, тоже по вдохновению Духа Святого, запечатлели в письменной форме Весть Спасения" (ККЦ 76), - учит новый Катехизис.
Обязанностью каждого христианина является все более совершенно познавать слово Бо-жие через чтение Священного Писания и других католических книг, а особенно через участие в воскресной Литургии и слушание проповедей. Христианская религия не боится исследований, ибо она истинна, поэтому Католическая Церковь рекомендует и понуждает ко все более глубокому познанию ее учения. Известный ученый Александр Вольт писал о себе: "Я тщательно исследовал основы нашей христианской веры, проверял ее, читая католические книги, а также книги еретиков и атеистов, и тогда увидел истину, что каждый здравый разум, не испорченный злыми желаниями и страстями, каждый разум ясный, откровенный и справед-ливый должен признать христианскую религию и любить ее".
Древнеримская история передает печальный и страшный рассказ. Согласно языческим ве-рованиям богиня Изида (идол) являлась началом всякого божества и силы. Ее изображение яко-бы было скрыто в языческой святыни за пурпурно-золотистой завесой. Поговаривали, что если бы кто-нибудь смог увидеть ее изображение - ему открылись бы самые глубокие тайны, но ни-кому не было дозволено это делать. Однако один любопытный юноша, желая увидеть идола, пробравшись ночью в святыню дрожащей рукой отодвинул завесу и... на другой день его нашли мертвым. Он умер от стресса, ибо то, во что он верил, оказалось ложью - никакого изваяния богини не было. Подобным образом чувствует себя обманутым сегодня не один человек нашей земли, ибо за пурпурной завесой обещаний "рая на земле" ничего не оказалось. Следует искать спасения в Боге через веру в Иисуса Христа.

Бог, какой Он?
Бог един - сегодня каждый крещенный ребенок это знает. До Иисуса Христа большая часть человечества жила в заблуждении язычества (многобожия). Люди обожествляли творения и явления природы, делали себе идолов из камня и металла. Это была низшая ступень падения человека, ибо поклонение идолам неизбежно влекло за собой и нравственный беспорядок, т.е. нарушение заповедей Божиих. Идолам чаще всего поклонялись грехами. Так, Бахусу воздавали честь неумеренным употреблением алкоголя, Марсу - жестокими войнами, Венере - развратом.
"Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин 4, 24), - гово-рит Иисус. Бог есть совершенный дух - имеет разум и свободную волю, но не имеет тела. Поэтому мы не можем видеть Его телесными глазами, как не видим ими многие вещи, о которых с уверенностью можем сказать, что они существуют: воздух, электрический ток, магнитные и звуковые волны, мысли, слова и чувства людей. Человеку очень трудно понять истину о духовности Господа Бога, ибо он хотел бы представить Его по образу живых существ. Художники пробовали изображать Бога в образе старца, управляющего вселенной, но это был антропоморфизм (наделение Бога человеческими качествами), при помощи которого они пытались передать вечность и мудрость Творца. Бог же является абсолютно чистым Духом. Святой Августин так учит: "Бога мы не можем охватить нашей мыслью. Легче сказать, чем Бог не является, чем сказать, кем Он есть. Бог не есть ни земля, ни море. Все что есть в море и в воздухе - не есть Бог. Планеты, звезды, солнце,
луна - не являются Богом. Хочешь знать, Кем есть Бог? Тем, чего глаз не видел, ухо не слы-шало, человеческое сердце не поняло. И как могут высказать уста то, чего не может вместить люд-ское сердце?!"
Цицерон описывает, как властелин Сиракуз спросил однажды философа Симонида: "Скажи, Кем есть Бог?" Мудрец попросил один день на размышление. Когда один день прошел - попросил еще один. Потом два, четыре, восемь, а в конце сказал: "Чем более я задумываюсь над этим вопро-сом, тем труднее мне ответить".
"Бог есть любовь" (1 Ин 4. 16). Бог, побуждаемый любовью, сотворил человека: "(Боже) Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы ненавидел" (Прем И, 25) - говорит Книга Премудрости. Бог, побуждаемый любовью, послал в мир своего Единородного Сына: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3, 16).
Господь приготовил каждому вечное счастье в небе и жаждет одарить им человека, но испытывает его в земной жизни, чтобы более щедро наградить за верность. Устами пророка Исайи Бог говорит: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис 49, 15).
В страданиях и испытаниях следует возносить свои мысли к распятому Иисусу Христу, чтобы не потерять надежду и доверие к Богу. Капитан одного судна, желая испытать молодого матроса спросил его:
- Сможешь ли ты залезть на мачту?
- Да! - ответил юноша.
Когда же он влез на мачту и посмотрел вниз, то почувствовал головокружение и его руки начали слабеть от страха. Капитан заметил это и крикнул:
- Сын мой, не смотри вниз, смотри в небо!
Юноша послушался, поднял глаза вверх, а головокружение и страх прошли. Также каж-дый христианин в трудные минуты своей жизни должен возносить свои мысли к Богу, думать о вечной награде, больше молиться, стараться видеть все в свете веры.
"Милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем" (Пс 145,8-9). Бог во святости Своей ненавидит грех, но относится с жалостью к челове-ку, пребывающему в состоянии греха. Если человек искренне раскаивается и обращается к Нему - Бог прощает. Нет такого греха, который Господь не простил бы, если покаяние чело-века искренно. Католическая Церковь канонизировала многих Святых (торжественно возвестила, что они в небе), но ни о ком не утверждает, что он осужден. Отверженные сами осудили себя на вечные страдания в аду, ибо не хотели просить прощения за грехи свои или были уже не в состоянии принять прощение. Бог же не желает осуждения человека. Иисус Христос говорит: "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ин 5, 22; 12, 47. 48). В нашем XX веке Господь Иисус Христос напоминает людям через блаженную Фаустину Ковальскую о своем сострадании и милосердии в отношении к согрешившим и велит сожалеть о грехах и с доверием просить у Него прощения: "Иисусе, уповаю на Тебя!"
Бог справедлив - за добрые мысли, слова и поступки вознаграждает, а за плохие - нака-зывает, но не спешит карать, ибо хочет, чтобы человек покаялся и мог получить прощение. У Бога ни один добрый поступок не останется без вознаг¬раждения, Он "воздаст каждому по делам его" (Рим 2, 6). Если же человек не получает видимой награды за свои добрые дела и видимого наказания за свои грехи в этой жизни, это значит что он либо не заметил этого, либо справедливость
Божия воздаст ему в вечности. То же самое следует сказать о плохих поступках человека. Писание утверждает: "Не говори: "Я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив. Ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения" (Сир 5, 4. 9).
Бог вечен - всегда был и всегда будет. Он не имел начала и не будет иметь конца. Жизнь является сущностью Господа Бога. Он сам сказал о себе: "Я есмь Сущий (Ягве)" (Исх 3, 14). "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал горы и вселенную, и от века и до века Ты - Бог" (Пс 90, 3), -восклицает псалмопевец.
Известный русский писатель Тургенев в одной из своих книг представляет воображаемый диалог двух горных вершин в Альпах.
Сверху - чистая синева неба, внизу - снежная белизна.
Одна горная вершина спрашивает у другой:
- Посмотри, что нового в долинах?
- Густая мгла покрывает землю - отвечает вторая. Прошло несколько тысячелетий, что является ничем в сравнении с вечностью, и горная вершина спрашивает снова.
- Видишь ли какие-нибудь изменения на земле?
- Все по-старому, - звучит ответ, - лед покрывает подножие гор, а всюду видно много ма-леньких двуногих червячков.
Прошло несколько тысячелетий и опять вопрос:
- А теперь что там нового?
- Все по-старому, только двуногих червячков немного больше, - ответила соседка.
Минули тысячелетия. Горная вершина интересуется:
- Изменилось ли что-нибудь?
- Кажется двуногих червячков стало меньше, меньше воды и лесов, - буркнула вторая.
- А теперь? - опять вопрос через несколько тысячелетий.
- Вся земля покрыта снегом и льдом, можно спокойно спать.
Мы, "маленькие двуногие червячки" рождаемся, живем, двигаемся, даже ругаемся друг с другом ... Как долго это будет продолжаться? Несколько тысячелетий, несколько десятков ты-сячелетий? Однако придет конец ... все пройдет, только Господь Бог вечен! Бог над временем, для Бога нет "было" или "будет", но только "есть". Для Бога нет прошлого и будущего, а только лишь настоящее.
Знаменитый французский ученый Луи Паскаль на открытии одного из заседаний Париж-ской Академии сказал: "Что мы найдем за звездным небосклоном? Новый небосклон. Хорошо, а что дальше? Что? Какая-то удивительная сила человеческого духа заставляет спрашивать: что же там дальше? Однако нельзя на такой вопрос ответить: время, пространство, бесконеч¬ность... ибо такими категориями никто не мыслит. Поэтому когда подобные мысли начинают овладе-вать человеком, ему не остается ничего другого как стать на колени".
Бог всемогущ. Святое Писание говорит: "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле" (Пс 135, 6). О всемогуществе Бога свидетельствует и Иисус Христос: "Богу же все воз-можно" (Мф 19, 26). Также Архангел Гавриил во время благовещения Марии произнес: "У Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк 1, 37). Святой Петр Хризолог утверждает: "Не был бы Бог Богом, если не мог бы сделать все, что захочет". Катехизис поучает: "Из всех Божественных свойств в Символе веры названо лишь всемогущество: исповедовать его весьма важно для нашей жизни. Мы верим, что оно носит вселенский характер потому, что всем управляет и все может Бог, который все создал; что оно исполнено любви, так как Бог есть Отец ваш, что оно сокровенно, так как одной только верой можно узреть его, когда оно «совершается в немощи»" (ККК 268).
Бог сотворил небо и землю, и все существующее одним актом своей воли. Он сотворил все так, как признал достаточным. Создавая этот мир, Бог не исчерпал все свои
возможности. Он мог сотворить мир во много раз совершеннее, но тот, который сотворил - сотворил в высшей степени совершенным.
"Бог может все, что хочет, но не все хочет, что может",
- говорит св. Феодорит. Бог, например, мог бы покарать на месте каждого грешника (как Он иногда и делает), но не всегда желает это сделать, ибо Он не только всемогущ, но еще и милосерд. Бог также не станет делать ничего бессмысленного или злого: например, не может ввести человека в заблуждение, не может быть несправедливым.
Всемогущество Господа Бога мы видим в чудесах, совер¬шенных Христом для подтвер-ждения истинности Его учения. Христос исцелял прокаженных, возвращал способность ходить калекам, зрение слепым, воскрешал умерших.
Чудеса, подтверждающие всемогущество Божие, соверша¬ются и в наши дни. Так, напри-мер, в 1858 году во Франции в городе Лурд девочке по имени Бернардетта являлась Божия Ма-терь. На месте явлений начал истекать источник, в воде которого до наших дней совершаются чудеса. При церкви, построенной на месте явлений Богоматери, существует Международная Медицинская Комиссия, которая обследует каждого больного, прибывающего с намерением испросить у Господа чудесное исцеление в своей болезни. Если чудо совершается - врачи по-вторно обследуют исцеленного боль¬ного и дают заключение, можно ли выздоровление объяс-нить естественными причинами. Если же этого сделать невозможно - тогда такое исцеление записывается в хроники как факт непосредственного вмешательства Бога, что и называется "чудом". От 1858 до 1974 года зарегистрировано около 4000 чудесных исцелений от рака, ту-беркулеза, слепоты и других болезней.
Бог всеведущ и вездесущ как совершеннейший Дух. Вся вселенная пребывает в Нем как рыба в воде. Никто и ничто не может укрыться от Бога. Ему ведомы самые сокровенныемысли человека. Верующий должен всегда помнить, что Бог
- постоянный свидетель его мыслей, слов и поступков. "Куда пойду от Духа Твоего, куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты" (Пс 139, 7-8),
- молится псалмопевец. Память о вездесущности Господа дала в Египте Патриарху Иоси-фу силу преодолеть искушение, когда сладострастная жена Потифара-царедворца предлагала ему грешную любовь (Быт 39, 6-18). Память о всеведении Господа помогла невинной Сусанне быть готовой принять несправед¬ливое убиение, лишь бы не согласиться согрешить с двумя ста-рейшинами (Дан 13, 15-24).
Бог свят, то есть Он абсолютно совершен. Все превосходные качества Господа Бога абсо-лютны, а зло и недостатки вовсе исключены. Пророк Исайя в одном из видений узрел Господа на престоле и Серафимов, закрывающих лицо свое, и взывающих: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!" (Ис 6, 3). Святой Бог любит все, что прекрасно, возвышенно и чисто, но грех отврати-телен Ему. Бог жаждет совершенства людей, которых сотворил. Христос говорит: "Будьте со-вершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Мф 5, 48). Надо хотеть быть таким, каким Бог хочет тебя видеть - святым. Св. Тереза, св. Максимилиан с детства говорили: "Хочу быть свя-тым (совершенным)".
Бог верен своему слову - воздаст за добро как обещает, а также покарает за зло, которое запрещает. Свершилось все, что Бог сказал через Патриархов и Пророков в Ветхом Завете. Ис-полнится все, что сказал Христос. "Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут" (Мк 13, 31) - говорит Он. Исполнятся Его слова относительно Вселенской Церкви: "Врата ада не одолеют ее" (Мф 16, 18), а также относительно конца света, и Его повторного прихода, воскресения всех людей и Страшного Суда: "Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мф 26, 64). Посему Господь призывает нас быть верными Его заповедям:
"Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Ап 2, 10). Пресвятая Дева Мария была всегда верна и исполнена упования на Господа, потому и названа "Девой верной". Бог един, но в трех Лицах: Отец, Сын и Дух Святой -так провозглашает Католическая Церковь каждому, кто хочет войти в нее. "Тайна Пресвятой Троицы есть центральная тайна веры и христианской жизни. Бог один может дать нам познание ее, открываясь как Отец, Сын и Дух Святой" (ККЦ 261). Исповедующему эту истину Церковь святым крещением "во имя Отца и Сына и Духа Святого" открывает вход для участия в божественной жизни.
Исповедование Троицы и крестное знамение становятся знаком христианина. Исповедуем не трех богов, а единого Бога в трех Лицах. Все Три Личности являются единым Богом, поэтому равны в своем всемогуществе, милосердии, любви, вечности и т.д. Божественные Лица отличаются исхождением: "Божественные Лица реально различны между Собой. «Бог един, но не одинок». «Отец», «Сын», «Дух Святой» - не просто имена, обозначающие виды Божественного бытия, ибо они действительно различны между Собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто есть Отец или Сын». Они различны между Собой Своими изначальными отношениями: «Отец рождает, Сын рожден. Святой Дух исходит». Божественное Единство Троично" (ККЦ 254). Тайна единого Бога в трех Лицах называется Тайной Пресвятой Троицы.
Отцы Церкви стараются представить отношения между Личностями Троицы следующими сравнениями: как стебель рождается из корня, а цветок исходит от их обоих, так Сын рождается от Отца, а Дух Святый исходит от Отца и Сына. Как ручей рождается из источника, а из них происходит озеро, так Отец рождает Сына, а от Отца и Сына исходит Дух Святый.
Тайну внутренней жизни Господа Бога - Единство в Троичности, открыл людям Иисус Христос. Он говорит об Отце и о Себе как о Сыне: "Все предано мне Отцом Моим, и не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11, 27). "Я и Отец - одно" (Ин 10, 30). Ии-сус говорит о Духе Святом: "Приидет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит" (Ин 15, 26). Перед своим вознесением Спаситель повелевает Апо-столам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28, 19). Все три Божественные Личности явлены во время крещения Иисуса: с неба исшел глас От-ца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Мф 3, 17). Сын Божий Иисус принял крещение в Иор-дане, а Дух Святой в образе голубя нисшел на Него.
Святой Августин много размышлял над тайной Пресвятой Троицы стараясь лучше понять ее. Однажды он, погруженный в свои размышления, шел берегом моря и увидел красивого мальчика, который переливал ракушкой воду из моря в маленькую ямку. Епископ остановился и спросил ребенка, что он хочет сделать? Тот ответил, что хочет перелить воду из моря в ямку. Епископ улыбнулся и сказал: "Это невозможно". "Скорее я это сделаю, чем ты поймешь тайну Пресвятой Троицы" - ответил ребенок и исчез. Святой понял, что Господь послал своего ангела, чтобы тот его утешил и побудил к доверию к Богу.
Бог - Творец всего сущего
"В начале Бог сотворил небо и землю" (Быт 1, 1). В этих первых словах Писания содер-жатся три утверждения: Бог предвечный положил начало всему, что существует вне Его; один Он есть Творец; полнота всего существующего зависит от Того, Кто дает ей бытие" (ККЦ 290).
Мир сотворен во славу Божию. Сотворяя мир, Господь руководствовался исключительно любовью и желанием по-
делиться счастьем существования со своими творениями. Святой Фома Аквинский гово-рит: "Бог ключом любви открыл свою длань, дабы осуществить дело сотворения". Господь со-творил мир чистым актом своей воли "из ничего". "Богу не нужно ничего ранее существующего и никакой помощи для того, чтобы творить. Бог свободно творит "из ничего" (ККЦ 296).
Самым совершенным творением на земле является человек, сотворенный "по образу и подобию" (Быт 1, 26) Творца. Человек подобен Богу наличием разума и свободой воли, чего не имеют иные земные творения. Человек объединяет в себе две природы - духовную и матери-альную, бессмертную душу и тело. Его жизнь начинается в момент зачатия в лоне матери, но окончания иметь не будет. Господь Бог в своем милосердии сделал людей соучастниками сво-его плана творения людских существ. Каждый раз, когда отец и мать становятся причиной но-вой жизни - Бог сотворяет бессмертную душу, которая соединяется с зачатой естественной жизнью. Это объединение духа и материи превосходит людское понимание и исследо-вательские возможности науки.
Некоторым современным людям, воспитанным под сильным влиянием материализма и атеизма очень трудно принять учение Католической Церкви о бессмертной сущности чело¬века. Атеистический материализм отрицает существование души, утверждая, что способность мыш-ления - это свойство мозга. Однако одного мозга недостаточно, чтобы мыслить: животные, ко-торые ежедневно общаются с людьми и имеют мозг неспособны к абстрактному мышлению и на протяжении тысячелетий не проявляют в этом направлении никакого прогресса (собаки, коты, птицы ведут себя точно так же, как 1000 и 10 000 лет назад, руководствуясь только ин-стинктами и никогда не смогут читать, писать, разговаривать, сочинять музыку и стихи, конст-руировать машины и самолеты. Ведь мозг - это материальное тело, которое можно ощутить, измерить и взвесить. А что такое мысль, любовь, радость?
Это уже духовные понятия, которые нельзя определить материальными измерениями.
Материя не может родить духовное. Известный биолог Клод Бернард говорит: "Утвер-ждение, что мысль выделяется из мозга так же нелепо, как утверждение, что время выделяется из часов". Если бы мысли исходили из мозга, тогда они были бы зависимы от вида питания, которое принимает человек, но мы видим, что это не так. Подобным образом если бы мысли были продуктом материи, то мы не могли бы ими управлять, а знаем, что человек может прервать свои мысли и направить в другое русло.
Некоторые не хотят согласиться с существованием души, ибо это невозможно доказать экспериментальным путем. Это правда, но человеку не удалось прикоснуться рукой к справед-ливости, он не может видеть электрический ток - о существовании многого мы узнаем лишь по его проявлению.
Также и о существовании души мы узнаем по ее проявлениям. Человек воспринимает мир и выражает себя при помощи органов тела, но конечным пунктом восприятия и источником самовыражения является разумная душа. Душой человек мыслит, читает, пишет, говорит, воспринимает музыку, радуется или печалится. Способность к мышлению и к свободному выбору - это свойства души, которых не имеют животные.
Какую роль в мышлении человека играет мозг? В мозге откладывается информация, кото-рую человек получает через органы чувств. Эта информация сохраняется в памяти человека. Животные также имеют память, но только память сенситивную. Все дело в том, что животные пользуются этой информацией бессознательно, на уровне инстинкта (как человек до пробужде-ния сознания), - человек же, как существо осознающее себя, пользуется этой информацией со-вершенно на другом уровне. Человек способен создавать абстрактные идеи и понятия, чего жи-вотные не могут. Человек психически
больной не может в полной мере пользоваться своей памятью, потому что у него нарушен контакт между душой и телом.
Католическая Церковь не отрицает теорию эволюции, если в этой теории не исключается Господь Бог. Бог, конечно, мог на неком этапе развития наделить способностью мышления и свободной воли некий вид живых существ. Такая теория эволюции еще больше указывает на мудрость Господа. Именно такую теорию эволюции, предусмотренную Богом, пред¬лагал Чарльз Дарвин. Церковь никогда не согласится с материалистической теорией эволюции, ис-клю¬чающей Божие управление этим процессом.
Творец даровал людям в начале их существования великое достоинство, благодать и сча-стье. Они не знали страданий, болезней, смерти и внутренней дисгармонии. Бог хотел их испытать, чтобы потом в награду подать им высшее состояние счастья в небе. Однако люди не выдержали этого испытания. Священное Писание повествует, как Адам и Ева ("Человек" и "Женщина, Мать Живых") последовали примеру падших ангелов и захотели искать более совершенное счастье вне Господа Бога, вопреки Его воле и заповедям. Своим непослушанием и отвращением от Господа они утратили Божию благодать, внутреннюю гармонию, свое достоинство и бессмертие. Результатом утраты дружбы с Творцом стали страдания, смятение духа, тяжелый труд и смерть. Грех первых людей (прародителей) называется "грехом первород-ным". Тяжесть этого греха унаследовали все потомки прародителей. Теперь каждый приходит в мир в состоянии первородного греха и нуждается в спасении. Иисус Христос искупил нас своей крестной смертью и воскресением, и теперь через таинство святого Крещения мы вновь можем стать Божиими детьми и обрести Его благодать. Однако последствия первородного греха (сильная склонность ко злу, страдания и болезни, тяжелый труд и смерть) остаются на нас даже после крещения.
Иисус Христос своим воскресением показал всему миру, что человек - существо духовно-материальное и предназначен для жизни вечной.
Прежде видимого мира Господь сотворил мир невидимый - мир совершенных духов, ода-ренных разумом и свободной волей, но не имеющих тела - ангелов. Ангелы ближе к Богу, ибо являются чистыми духами. Они совершенны и красивы, и обладают большей силой и возмож-ностями чем люди. Не зря мы, люди, говорим: "Он красив как ангел", "добр как ангел", "терпе-лив как ангел". Ангелы отличаются между собой степенью достоинства и возможностей, а так-же заданием, которое исполняют у Господа Бога. Воинство ангелов неисчислимо. Бог одарил их свободой выбора, чтобы после испытания даровать еще большее счастье.
Ангел Люцифер (Денница), наделенный великим досто¬инством и совершенствами, не выдержал испытания и использовал дары Божий, чтобы восстать против своего Творца, сказав: "Не буду служить!" Некоторые из ангелов последовали его примеру. Тогда духи, верные Богу, во главе с Архангелом Михаилом, который воскликнул: "Кто как Бог!" низвергли их в преис-поднюю. С того времени падшие духи называются диаволами, чертями, злыми или нечистыми духами и пребывают в аду, в состоянии постоянной ненависти к Богу, ко всему сотворенному и невыносимо страдают. Они искусили прародителей и сейчас искушают людей, подталкивая к нарушению воли Божией (т. е. ко греху), руководствуясь ненавистью и завистью, стремясь лишить человека вечного счастья и привести в ад.
Верные Богу ангелы, будучи счастливы сами, желают добра людям и молятся за них. Ми-лостивый Бог каждому человеку определяет Ангела-Хранителя, который оберегает его от зла а побуждает к добру. Ангел-Хранитель всегда рядом с человеком до конца его земного пути.
Деяния Святых Апостолов рассказывают, как Бог послал ангела, который чудесным спо-собом вывел Апостолов из темницы: "Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: "Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни" (Деян 5, 19).
Однажды группа школьников отправилась на экскурсию в лес. Когда начался дождь - дети спрятались под сосной. Вдруг одна девочка почувствовала сильное желание убежать из-под сосны. Она побежала от дерева клича остальных. Едва только они отбежали, как молния с огромной силой ударила в дерево. Родители девочки потом объясняли ей, что это Ангел-Хранитель внушил ей желание отбежать от дерева, желая сохранить ей жизнь.

II. "И ВО ИИСУСА ХРИСТА, ЕДИНСТВЕННОГО ЕГО СЫНА, 
ГОСПОДА НАШЕГО"
Церковь исповедует во Иисусе Христе истинного Бога и истинного человека. Имя "Иисус" (евр. "Иешуа") означает "Бог спасет, Спаситель", а "Христос" (евр. "Мессия") -"Помазанник Божий". Божество Иисуса Христа засвидетель¬ствовал Бог Отец во время Крещения и Преображения Господня словами: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте" (Мк 9, 7). Иисус сам говорил о Себе, что Он -истинный Бог: "Я и Отец - одно" (Ин 10, 30). Перед первосвященником Христос также свидетельствовал, что является Второй Личностью Божественной Троицы: "Перво¬священник спросил Его и сказал Ему: "Ты ли Христос, Сын Благословенного? " Иисус отвечал: "Я" (Мк 14, 61-62). Спаситель подтвердил свое Божество святой жизнью, чудесами и пророчествами. Иисус никогда не совершил и не мог совершить даже малейшего греха. На упреки книжников и фарисеев Он ответил словами, которые не осмелится про¬изнести никто из смертных: "Кто из вас обличит Меня в неправде (во грехе)?" (Ин 8, 46). Неисчислимые чудес заставляли свидетелей спрашивать: "Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?" (Мф 8, 27). Иисус предсказывал будущее, которое может знать только Бог, и Его предсказания исполнились со всей достоверностью: предательство Иуды, отречение Петра, Его собственная смерть и воскресение, разрушение Иерусалима, распространение Церкви по всему миру. Церковь с самого начала исповедует веру в Иисуса как в истинного Бога, ставшего человеком. Апостол Иоанн, называя Христа "Словом" (ибо через Него Бог говорит к людям) исповедует, что Иисус - воплотившийся вечный Бог: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин 1, 1.14). За веру в Божество Иисуса Христа миллионы мучеников отдали свою жизнь.
Иисус Христос - наш Господь и Царь, ибо Он сотворил людей и искупил нас Своею Кро-вью. "Именуя Иисуса Божественным званием Господь, первые вероисповедания Церкви утвер-ждают с самого начала, что власть, честь и слава, принадлежащие Богу Отцу, должны возда-ваться также и Иисусу, ибо Он является «образом Божиим» (Флп 2, 6) и Отец открыл эту царст-венную власть Иисуса, воскресив Его из мертвых и превознеся в славе Его" (ККК 449). Он наш Учитель, ибо через Свою Церковь устами Своих служителей неустанно проповедует нам Еван-гелие. Он Высший Перво¬священник, ибо неустанно жертвует Себя за нас во время святой Мес-сы. Он Пастырь, ибо ведет нас к жизни вечной. Святая Церковь каждую молитву заключает словами: "Через Христа, Господа нашего. Аминь". Иисус будет судить род человеческий в По-следний День, поэтому Он - наш Судья.
В IV веке Римским императором стал Юлиан. Он вначале принял крещение, но потом от-рекся от Христа, за что был назван "отступником". Желая опровергнуть пророчество Христа о безвозвратном разрушении иерусалимского храма и распространении Церкви по всему миру, он начал преследовать христиан и велел восстановить Иерусалимский храм. Однако когда начались восстановительные работы, из земли вырвался огонь, уничтожавший строителей и уже построенное. Поэтому работы пришлось прекратить. Сам несчастный император царствовал только двадцать месяцев. В 363 году в войне с персами он был смертельно ранен и умер с отчаянными воплями: "Ты победил, Галилеянин!" (Христос до 30 лет жил в Галилее).

III. "КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАЧАТ СВЯТЫМ ДУХОМ, РОЖДЕН ДЕВОЙ МАРИЕЙ"
Воплощение (принятие человеческого тела) Сына Божия совершилось согласно плану Божиему. Уже сразу после изгнания из рая Бог обещал послать людям Спасителя. Позже Про-роки Ветхого Завета предсказывали где, когда и при каких обстоятельствах родится Спаситель. Творец предначертал, что Ему должно родиться от Девы, в Палестине, в городе Вифлеем.
Бог извечно предизбрал Пресвятую Деву Марию стать Матерью Его Сына. Родителями Марии были Иоаким и Анна. Мария была зачата и пришла в мир как каждый ребенок, с той разницей, что с первого мгновения своего существования была свободной от первородного греха и его последствий. Бог сразу освободил ее от порчи греха ради того, что ее Сын Иисус искупит весь род людской Своею Кровью. Бог даровал Марии эту необычную благодать, ни в чем не меняя ее человеческой природы, ведь первородный грех не является естественным свойством человека. Не мог Пресвятой Бог воспринять человеческую плоть от женщины, которая хотя бы и одно мгновение была под властью диавола. Мария совершенно сохранила эту милость безгрешности и с помощью Божией никогда не совершила даже малейшего греха и не имела даже малейшего нравственного несовершенства. Эта истина католической веры называется догматом о Непо¬рочном Зачатии Пресвятой Девы Марии.
С ранних лет родители отдали Марию на воспитание и служение при ветхозаветной свя-тыне, где она предавалась молитве, размышлению, чтению Священного Писания, работе. Каж-дая еврейская девушка, зная пророчества о рождении Мессии, стремилась выйти замуж и иметь как можно больше детей в надежде, что Бог изберет ее стать матерью Спасителя. Мария же в своем смирении принесла Богу обет целомудрия, решив не выходить замуж и, сохраняя девст-венность, молить Бога, чтобы исполнилось Его обетование. И именно ее Бог сподобил стать Матерью Спасителя.
Когда родители Девы Марии были уже стары, они, заботясь о будущем дочери, постано-вили выдать ее за богобоязненного и праведного человека по имени Иосиф. Мария, которая к тому времени уже вернулась домой, доверившись Богу и не открывая никому своего обета, со-гласилась. Во время между помолвкой и заключением брака ей явился Архангел Гавриил и возвестил, что Господь избрал ее стать матерью Его Сына. Так как Мария уповала, что Бог поможет ей сохранить обет девственности, она спросила, каким образом это может совершиться? Архангел ответил, что зачатие произойдет чудесным способом, силой Духа Святого: "Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35). Мария согласилась и таким образом совершилась одна из величайших тайн нашего спасения - воплощение Сына Божия.
Когда св. Иосиф увидел, что Мария беременна, он решил тайно оставить свой дом и уйти жить туда, где его не знают. Но Бог во сне объявил ему, что Мария зачала силой Духа Святого и поручил ему опеку над ней и ее Сыном. Иосиф принял ее в свой дом и до конца своих дней был верным опекуном Марии и Иисуса. Так Мария исполнила свой обет девственности до конца своей земной жизни. В ней чудесным способом соединилась девственность и материнство.
Иисус родился во время правления кесаря Августа, который велел произвести перепись населения Римской Империи. Иосиф и Мария были вынуждены отправиться в Вифлеем, чтобы там записаться. По прибытии в этот городок, находящийся в шести километрах от Иерусалима, наступило время Марии родить. По причине переполненности городка пришельцами им не нашлось места ни в гостинице, ни в ином доме. Мария родила Иисуса в стойле для домашних животных, находящейся в гроте, и положила в ясли.
Спаситель приходит в мир и будет жить в нем в состоянии крайней бедности и отвержен-ности. Этим Бог снимает все условные барьеры между Ним и человеком, сооруженные люд-ским грехом и гордостью. Отныне никто из людей, даже самый большой грешник, низко пав-ший и отверженный людьми, не будет бояться приступить к Богу, чтобы примириться с Ним. Своей крайней бедностью Спаситель предупреждает своих учеников о губительных последст-виях привязанности к материальным благам, чувственным наслаж¬дениям и стремлением власт-вовать над другими. Христианин должен полюбить жизнь смиренную и скромную, дабы мог стать достойным Божиего спасения.
Иисус объединяет в себе две природы: божественную и человеческую. Перед своим во-площением Сын Божий был чистым Духом - Второй Личностью Божественной Троицы - Богом не имеющим начала. Когда Он принял тело от Девы Марии, - начал жить как Человек. Два естества, Божественное и человеческое объединены в Иисусе навсегда в одной Божественной Личности. Как Человек, Иисус ел, спал, ходил, говорил, чувствовал боль и холод, страдал и умер на кресте. Как Бог - проповедовал, творил чудеса, изгонял злых духов, воскрес из мертвых и восшел на небеса. Как Человек, - Иисус самый совершенный из всех людей своим разумом и волей, как Бог - милосерд и всемогущ. " Единственное и неповторимое событие - Воплощение Сына Божия - не означает, что Иисус Христос есть частично Бог, а частично человек или же результат неясного смешения Божественного с человеческим. Он действительно стал Человеком, воистину оставаясь Богом" (ККЦ 464).

III. "СТРАДАЛ ПРИ ПОНТИИ ПИЛАТЕ, БЫЛ РАСПЯТ,  
УМЕР И БЫЛ ПОГРЕБЕН"
До тридцати лет Иисус жил со своею Матерью и Опекуном. Когда Ему исполнилось три-дцать лет, Он начал учить людей о Боге. Его проповеди отличались необычной силой убежде-ния, так что "весь народ неотступно слушал Его" (Лк 19, 48) и дивился Его учению, "ибо Он учил их, как власть имеющий" (Мк 1, 22). Христос требовал веры в Него как в Сына Божия. Тысячи людей шли, чтобы увидеть и услышать Его, и многие уверовали. Это вызвало зависть книжников и фарисеев, духовных наставников еврейского народа. Они схватили Иисуса, обвинили при помощи ложных свидетелей и требовали у Римского прокуратора Понтия Пилата смертной казни для Него. Пилат, хотя и видел, что Христос предан фарисеями из зависти - согласился на смерть Спасителя, чтобы избежать неприятностей со стороны римского императора, опасаясь интриг иудеев.
Иисус многократно предсказывал своим ученикам Свою мученическую смерть и воскре-сение: "Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят его на смерть." (Мф 20, 18). Это свидетельствует о том, что Христос принял свое осуждение, страда-ние и смерть совершенно добровольно. Он, невинный Агнец Божий, взял на себя ответствен-ность за грехи всего мира, чтобы понести наказание от Господа Бога за них. Поэтому на Него обрушилось справедливое возмездие Божие за зло всего мира. Иисус был настолько унижен, оставлен и истязаем, что на кресте взывал к Отцу: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты меня ос-тавил?" (Мк 15, 34). Сначала Он перенес невыносимые моральные страдания в Гефсиманском Саду, видя легкомыслие, подлость и неблагодарность людей от начала до конца мира, потом пережил ночь страшных издевательств со стороны римских солдат, был публично бит по лицу, бичуем, нес свой крест, наконец был распят среди разбойников и умирал в
голоде и жажде в течение трех часов прибитый ко кресту. При этом Он переживал духов-ные страдания в своем милосердном и любящем сердце: предательство и самоубийство Иуды, отречение Петра, бегство учеников, отверженность своего народа, насмешки и издевательства толпы, обнажение и распятие перед многочисленным стечением народа. Все это перенес Иисус с сердцем тихим и смиренным ради нашего спасения. Через свои страдания Христос испросил для людей прощение их грехов и избавление от вечного осуждения в аду. Теперь каждый, кто уверует в Него как в Сына Божия, покается в своих грехах, примет крещение и будет жить со-гласно Его заповедям - будет спасен от вечного наказания и пред ним откроются врата неба.

V. "СОШЕЛ ВО АД, В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ"
Иисус Христос действительно умер. После Его смерти один из римских солдат пробил копьем Его Сердце и вся оставшаяся Кровь истекла из Его Тела. Человек с пробитым сердцем и истекший кровью не может оставаться живым. После смерти душа Христа сошла "во ад", но не в ад в буквальном этого слова значении, где пребывают души диаволов и отверженных людей, а в преисподнюю, где находились души тех, кто прожил свою жизнь, веруя в Единого Бога, и поступая согласно голосу совести. Евреи называли то место словом "шеол". Иисус вывел оттуда души Адама и Евы, Авеля, Ноя, Авраама, Патриархов и Пророков, а также всех, кто ожидал искупления. Они не могли узреть Бога, пока не свершилось искупление; теперь же небо было для них открыто.
На третий день после своей смерти Иисус Христос воскрес (вернулся к жизни). Он прежде предсказывал: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф 12, 40). Воскресение Иисуса следует понимать буквально, а не в переносном или образном смысле. Евангелие подробно рассказывает о событиях, которыми оно сопровождалось: землетрясение, отваленный камень от входа в пустой гроб, недоумение и сомнения Апостолов, многократные явления Иисуса своим ученикам, сомнения Фомы "неверующего" и вложение его перстов в раны Господа. Воскресший Господь ел хлеб и рыбу.
В то же время воскресение Иисуса является тайной, ибо Его воскресшее Тело уже не было земным, а духовным, бессмертным и прославленным. Это было истинное Тело, но оно не нуждалось в еде и питье, не боялось холода и боли. Иисус входил через закрытую дверь и исчезал также неожиданно как и появлялся, и ученики часто не могли узнать Его. Однако это был тот самый Иисус, родившийся от Девы Марии и проживший тридцать три года на Палестинской земле. "Вера в Воскресение имеет своим предметом событие, исторически засвидетельствованное учениками, которые дей¬ствительно встретили Воскресшего, и в то же время таин¬ственно трансцендентное, ибо это вступление человеческой природы Христа во славу Божию" (ККЦ 656).
Воскресение Христа из мертвых - это средоточие нашей веры. Тот кто в это не верит - не может даже называться христианином и его вера не принесет ему спасения. Св. Павел говорит: "Если Христос не воскрес, то ваша вера тщетна", тогда "мы несчастнее всех человеков" (1 Кор 15, 17. 19). Вера в воскресение Иисуса Христа дает нам радость и упование на наше воскресе-ние для жизни с Ним.
Когда в 632 году умер Магомет, основатель мусульманской религии, весть об этом быстро разошлась по всей стране. Услышав, что люди говорят о смерти Магомета, Омар, друг Магомета и фанатичный поборник мусульманства, выхватил меч и в ярости вскричал: "Кто говорит, что Магомет умер?" Но каким бы фанатиком он не был - Магомет умер и не встал, умер и сам Омар. После же воскресения Иисуса
еврейские первосвященники и фарисеи угрожали смертью каждому, кто будет говорить о Нем, однако весть о Его победе над смертью разошлась по всему миру и овладела миллионами сердец.

VI. "ВОСШЕЛ НА НЕБЕСА, ВОССЕДАЕТ ОДЕСНУЮ БОГА ОТЦА
ВСЕМОГУЩЕГО"
После воскресения Христос оставался сорок дней на земле. Он являлся своим ученикам, учил их о Царстве Небесном, установил таинство Покаяния, основал Церковь, назначив Ап. Петра своим наместником. На сороковой день Иисус "вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо"(Лк 24, 50-51). И облако взяло Его из вида их. "Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян1, 10-11).
"Сидит одесную (по правую руку) Отца" - это значит, что Иисус как Человек участвует во славе и власти Божественной Троицы над всем творением. В словах "одесную Бога" разумеем славу и честь Божества, в которой Тот, Кто существовал как Сын Божий прежде всех веков, как Бог и единосущный Отцу воссел телесно по Воплощении и про¬славлении Его тела"(ККЦ 663). Иисус восшел на небеса как человек, чтобы неустанно предстоять за нас перед Отцом. Он говорил Апостолам: "Я иду приготовить вам место" (Ин 14, 2). Вознесением на небо своей человеческой природы Он открывает нам возможность на вхождение туда.

VII. "ОТТУДА ПРИДЕТ СУДИТЬ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ"
"В день Страшного суда, когда настанет конец света, Христос придет во славе совершить окончательное торжество добра над злом, которые, как пшеница и плевелы, выросли вместе" (ККЦ 681). Когда придет время, назначенное Господом и Ему только ведомое - Иисус повторно придет в великой славе и в окружении ангелов судить людей. "Живые" - это те, кто окончили свой земной путь примирившись с Богом ( в состоянии освящающей благодати). "Мертвые" - это те, кто окончил свой жизненный путь в состоянии тяжкого греха, не раскаявшись в нем. На призыв Бога все умершие воскреснут: души находящиеся в небе, чистилище или в аду соединятся с новым, духовным телом и предстанут на Суд перед Спасителем. "И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф 25, 46). После Суда Бог обновит небо и землю, где спасенные будут вечно царствовать со Христом.
Известному немецкому поэту Гете кто-то подарил иконку Иисуса Христа, нарисованную Дюрером. Гете поместил иконку на своем столе, но через некоторое время убрал ее. На вопрос, почему на столе нет больше иконки Спасителя, Гете ответил: "Я не могу вынести Его взгляда". Как нелегко будет каждому из нас перенести взгляд Спасителя, когда мы предстанем перед Ним на Страшном Суде, чтобы ответить за все свои мысли, слова, поступки и упущения!

VIII. "ВЕРУЮ В СВЯТОГО ДУХА"
"Верить в Духа Святого значит, таким образом, испове¬довать, что Святой Дух есть одно из Лиц Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну" (ККЦ 685). Священное Писание утвержда-ет, что Дух Святой является Личностью и Богом. Архангел Гавриил сказал в момент благове-щения Деве Марии:
"Дух Святый найдет на Тебя" (Лк 1, 35). Во время крещения Иисуса "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк 3, 22). Петр сурово порицал поступок Анании и Са-фиры, которые солгали Церкви, желая в глазах верующих показаться лучшими, чем были на самом деле: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человеку, а Богу" (Деян 5, 3.4).
На пятидесятый День после Воскресения Господа Дух Святой сошел на Апостолов и остается в Церкви всегда. "Дух Святой, Которого Христос, Глава, изливает в члены Свои, созидает, одушевляет и освящает Церковь. Она есть таинство общения Святой Троицы и людей" (ККЦ 747).
Духа Святого называем "животворящим", ибо Он вместе с Отцом и Сыном сотворил мир, благодаря же заслугам Христа возрождает души верующих к божественной жизни. Он называ-ется "Утешителем", ибо обновляет в душе верующего надежду в минуты испытаний и страда-ний, утешает в минуты сомнений и отчаяния.

IX. "ВЕРУЮ В СВЯТУЮ ВСЕЛЕНСКУЮ ЦЕРКОВЬ, ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ"
"Слово «Церковь» означает «созыв». Оно обозначает собрание тех, кого слово Божие со-зывает, чтобы составить народ Божий и кто, питаемые Телом Христовым, сами становятся Те-лом христовым" (ККЦ 777).
Христос много раз говорил о сообществе верующих в Него, называя его "Царствием Бо-жиим", "Царствием небесным", "Церковью Моею". В притчах он сравнивал Церковь с горчич-ным зерном, которое, разрастаясь, становилось боль¬шим деревом, с неводом, в который попа-даются рыбы, со стадом овец, ведомых пастырем, с городом стоящим на горе, с закваской, бла-годаря которой поднимается тесто. Он подчеркивал, что Его Царство - Царство духовное: "Царство Мое не отсюда" (Ин 18, 36).
Когда св. Петр, вдохновенный Духом Святым, исповедовал в Иисусе Сына Бога живого Христос обещал, что на исповедании Петра создаст Церковь свою, а Петру даст власть над нею: "Ты - Петр (скала) и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства небесного" (Мф 16, 18.19). Позже, обращаясь ко всем Апостолам, Иисус сказал: "Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф 18, 18). Итак Апостолы в единстве с Петром - это фундамент и костяк Христовой Церкви. Конечно, Петр никогда не будет один, но и Апостолы без Петра, который гарантирует их единство - как овцы без пастыря. Петр -знак единства. Где есть единство - там любовь и истина, поэтому Господь своей Церкви гарантировал безошибочность, поскольку она будет едина, собрана вокруг Петра, который замещает Его самого. После воскресения Христос исполнил обещание. Прежде чем поручить Петру свою Церковь он потребовал, чтобы Петр трижды выразил любовь к Нему: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: Паси овец Моих" (Ин 21, 16). "Ов-цами" Господь называл верующих в Него.
Христос дал наказ Апостолам в единстве с Петром: "Идите, научите все народы" (Мф 28, 19). Церковь начала исполнять свое задание в день сошествия Святого Духа. В тот день, после проповеди Петра уверовало и приняло крещение около 3000 человек. Таким образом в Царство Божие стали входить все новые члены и оно начало распространяться за пределами Палестины. Апостолы разошлись по всему миру проповедуя Евангелие, требуя от уверовавших отречения от диавола и зла, а также исповедания веры и принимая их через крещение в Церковь.
Св. Петр вначале проповедовал в Антохии, а потом пришел в Рим, где проповедовал Евангелие около двадцати пяти лет, в 67 году был казнен (распят на кресте головой вниз) за проповедование Христа. Похоронен он был на горе Ватикан, где после 313 года на его могиле была поставлена церковь, а в XIX веке образовано государство "Ватикан". Каждый последую-щий епископ Рима назывался Папа Римский и исполнял задание Петра.
Устройство Вселенской Церкви было предусмотрено Хри¬стом не только на период жизни Апостолов, но до конца мира, вплоть до Его второго пришествия. Поэтому основная структура Церкви - ею управляют Епископы (наместники Апостолов) в единении с Папой Римским (наместником Петра) - сохраняется до наших дней. Вселенская Церковь изо всех сил старается хранить завет Христа о единстве: "Да будут все едино" (Ин 17, 22), хотя на протяжении двадцати веков от нее отделились не только группы людей, но даже и целые народы.
Конец 1-ой части катехизации

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк

Научные семинары медицинский портал нмо в интернете